Экономическая и юридическая целесообразность использования СПО
(Свободного Программного Обеспечения)

 

Уважаемый руководитель, в этой статье хотелось бы вкратце рассказать о том, насколько серьезны вопросы лицензионной чистоты используемого программного обеспечения в вашей организации и что можно ждать, если не предпринять соответствующие меры к решению этого вопроса. Цель статьи — показать, что существующая проблема весьма серьезна и, когда системный администратор или аутсорсинговая компания обращается к вам с предложением провести аудит лицензионной чистоты и по его итогам сделать поставку недостающих лицензий и/или провести реструктуризацию IT-комплекса, это не вымогательство денежных средств, а категорически необходимое именно вашей организации мероприятие.


К сожалению, в былые годы мы настолько свыклись с мыслью, что, как только выходит новая версия Microsoft Windows, Office или другого распространенного софта,  его надо непременно найти и установить. Почти неприлично было работать с предыдущей версией, скажем, MS Office или Windows. При этом, зачем и кому платить, мы не задумывались. Ситуация изменилась, а вот наше отношение к авторским правам нет.


Что можно ждать сегодня при использовании нелицензионного софта:

 

  • уволили или уволился недовольный сотрудник. Все, что ему надо сделать, — это написать анонимку в Управление «К» об использовании нелицензионного ПО в организации;
  • конкуренты устали бороться с вами цивилизованными методами — вариант с анонимкой действует и здесь;
  • правообладатель проводит проверку вашей организации на предмет купленных лицензий по своим регистрационным базам данных, а каким софтом вы, вероятнее всего, пользуетесь, можно определить, исходя из специфики вашей деятельности (если, например, ваша организация строительная или проектная, то AutoCAD наверняка есть), итогом анализа будет «мировое предложение» о покупке лицензий, в противном случае подключается Управление «К».

Обратите внимание: приходить к вам в офис для проверки изначально никому не надо. В любом случае зафиксированный факт использования нелицензионного софта уже имеет место!


Не будем углубляться в статьи закона и последние шаги нашего правительства в отношении авторских прав. Кроме того, что это практика цивилизованных стран, еще играет роль и тот факт, что Россия хочет войти в ВТО, а одно из обязательных условий для этого ― соблюдение авторских прав и работа соответствующих законов… Ну и самое главное: «нелицензионный» — синоним слову «ворованный», а это уже вопрос о репутации, которую в отличие от лицензий купить не удастся!

 

Итак, расмотрим типичную торговую организацию «X» с 10 ПК (количество ПК влияет, по сути, только на размер экономии).


Организация «Х» обладает 10 компьютерами с установленной операционной системой Microsoft Windows Professional 7, офисным пакетом Microsoft Office Standard 2010,  антивирусной системой «Касперский».
Бухгалтерский и налоговый учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия 8, с которой работают три пользователя, оперативный учет построен с использованием 1C:Управление торговлей 8 — 10 пользователей. 1С работает в терминальном режиме на сервере Microsoft Windows Server 2008.
 

Аудит лицензионной чистоты показал: куплены  лицензии только на использование программ 1С:Предприятие.

 

Рассчитаем стоимость нелицензионного ПО, используемого в организации:

 

Программный продукт

Стоимость,

руб.

Количество,

шт.

Сумма,

руб.

Windows Server Standard 2008R2 Russian 23 240 1 23 240
Windows Professional 7 32-bit/x64 Russian (GGK) 5 658 10 56 580
Windows Server CAL* 942 10 9 420
Window Terminal Server CAL* 2 712 10 27 120
Office Standard 2010 Russian 11 946 10 119 460
Kaspersky BusinessSpace Security Russian Edition 1 375 11 15 125
Итого: 250 945 руб.

*Лицензия клиентского доступа к серверу.      

Получившаяся сумма 250 945 руб., согласитесь, далеко не маленькая и вполне достаточная для возбуждения уголовного дела с вынесением обвинительного приговора по ст. 146 ч. 3 УК РФ. А это, как показывает практика, до двух лет условного лишения свободы руководителю плюс штраф до пяти миллионов с организации.


Если заглянуть чуть глубже, то можно увидеть, что на паре-тройке компьютеров пользователей самовольно установлен Photoshop и/или Coreldraw, а иногда и AutoCAD. То, что руководство в этом не виновато и ПО не используется для целей организации, доказать, как правило, не удается. Важен сам факт того, что оно есть.


К сожалению, такая ситуация реальна. Что делать? В первую очередь необходимо заказать аудит лицензионной чистоты ПО, эксплуатируемого в вашей организации. Это может быть сторонняя организация или штатный системный администратор. По сути, разницы нет при одном условии: специалист или организация квалифицирована в вопросах лицензирования.


Аудит лицензионной чистоты, кроме проверки наличия самих лицензий, призван показать необходимость в конкретных программных продуктах на рабочих местах. Что в итоге дает возможность просто удалить не требуемое для работы организации ПО и снизить стоимость лицензирования.


Вторым этапом является выработка схемы лицензирования. Здесь в отношении продуктов Microsoft при небольшом размере организации возможны два основных варианта поставки лицензий OEM и OLP. В случае OEM это покупка ПО вместе с ПК, а OLP — это корпоративная схема лицензирования.  У обеих схем есть плюсы и минусы, но это уже выходит за рамки данной статьи. По телефону 204-844 вы можете получить полную консультацию по схемам лицензирования.


Последний этап — приобретение лицензий, издание приказа об ответственности сотрудников за самолично установленный софт и мониторинг лицензионной чистоты (соблюдение правил лицензирования при покупке новых ПК и т.п.).


Описанные действия являются апробированным и общепризнанным решением. Программные продукты Microsoft наиболее распространены и являются, по сути, эталоном качества для корпоративного применения. Но при всех плюсах стоимость внедрения достаточна высока. И чаще всего в рамках малого и среднего бизнеса необходимости таких капиталовложений в софт нет. Это обусловлено в первую очередь узкоспециализированными задачами, выполняемыми информационным комплексом, а именно: ведением бухгалтерии, торговых операций, выходом в Интернет с рабочих станций, работой с текстовыми документами и электронными таблицами, электронной почтой, банковскими системами.


Как можно сэкономить на легализации софта?
На сегодняшний день есть достаточно качественные альтернативы программному обеспечению от Microsoft для рабочих станций и серверов. В данной статье рассмотриваются только рабочие станции.


Офисный пакет OpenOffice
Он выступает фактически полным аналогом Microsoft Office в плане работы с текстовыми документами и электронными таблицами. С точки зрения совместимости последние версии пакета могут работать с последними форматами от Microsoft Office 2007.  Более того, существует версия программы как под ОС Windows, так и под ОС Linux. Как следствие, сложностей с переходом на него фактически ни у кого не возникает.


В нашем примере переход на OpenOffice позволяет сэкономить 119 460 руб.


Операционная система Linux
Следующая возможность сэкономить — перейти на рабочих станциях с операционной системы Microsoft Windows на Linux.
В рассмотренном примере 1С:Предприятие работает на терминальном сервере, соответственно, проблем совместимости просто не возникнет.
Работа с электронными таблицами и текстовыми документами будет организована в пакете OpenOffice, что также фактически не вызывает затруднений.
Банк-клиент, программы налоговой отчетности и Пенсионного фонда, работающие исключительно под Windows, могут быть запущены на сервере в терминальном режиме либо в режиме эмуляции на рабочем компьютере.


Экономия на отказе от ОС MS Windows составит 56 580 руб.


Также стоит заметить, что на сегодняшний день на Linux вирусов фактически нет, поэтому экономия на антивирусной системе составит 15 125 руб.
 

В целом экономия (Office + Windows + антивирус) составит 191 165 руб., а это 76% от общей стоимости лицензирования.


Если рассмотреть вариант с меньшим количеством ПК (до 5) и отсутствием сервера 1С, то эта парадигма сохраняется. Вместо покупки ОС на рабочие станции достаточно скомплектовать выделенный сервер (оборудование + ПО для 5 пользователей — около 60 тыс. руб.), и в конечном счете вы получите качественную, безопасную рабочую среду со значительной экономией средств.


Если все так радужно, то в чем подвох, спросите Вы.
Все не так просто, как показывает практика. Подход к реструктуризации IT-комплекса без его качественного обследования, планирования этапов и наличия квалифицированных специалистов приводит только к «заваливанию» проекта и, как итог, к покупке лицензий.


Также немаловажно, что если в организации используется торговое оборудование, спецприборы, подключаемые к ПК и ориентированные на работу с MS Windows, то заменить ОС, скорее всего, не получится. Возможности замены ОС можно оценить только при проведении детального обследования IT-комплекса.


Кроме всего прочего, возможна попытка пользователей организации саботировать переход на новое ПО, требующее от них определенных усилий для изучения тонкостей работы. Успех дела в данном случае будет зависеть в большей степени от неукоснительной позиции руководства. Не раз возникали ситуации, когда пользователи утверждали, что им новое ПО не подходит категорически. После заявления руководителя о том, что других вариантов не будет, большая часть вопросов пользователей снималась.


Компания «SPLAINET» готова провести аудит лицензионной чистоты программного обеспечения вашей организации, анализ потребностей и предложить оптимальную схему лицензирования и/или реструктуризации IT-комплекса.


В случае выбора варианта реструктуризации мы проведем анализ ваших потребностей, установим ОС Linux, интегрируем рабочие станции в сеть организации, поставим необходимые лицензии Microsoft и других производителей, проведем консультативную работу с пользователями, дадим гарантию 6 месяцев на выполненные работы.


Новинка! Наша компания готова предоставить в пользование тестовую рабочую станцию на 7 дней, а также провести демонстрацию программных продуктов и возможностей как в нашем офисе, так и на выезде.


Компания «SPLAINET» инсталлировала более 35 рабочих станций с ОС Linux в организациях различных направлений деятельности и размеров. На сегодняшний день это является отлаженной типовой технологией. За более подробной информацией обращайтесь по телефону 204-844.

 

Скрипченко И.А., 25.09.2010

 

При использовании данной статьи или ее фрагментов
ссылка на первоисточник www.splainet.ru обязательна

    0.147 s.